Экспортная логистика: практические рекомендации

0
111719

На чем можно «обжечься» при торговле на внешних рынках, обсуждали во время конференции «Fruits, Berries & Vegetables», которая состоялась в конце прошлого года  в рамках II международной выставки Ukrainian Food Expo. На мероприятии практики поделились опытом, как доставлять на далекие расстояния скоропортящиеся продукты без существенных потерь их качества.

Максим Кулик, генеральный директор компании «Vinaigrette», которая продает фрукты украинского производства на рынках Голландии, Великобритании и скандинавских стран, сказал, что ягоды? собранные в Украине? часто превосходят по вкусовым качествам аналогичный продукт? выращенный в западноевропейских хозяйствах. Поэтому потребители в ЕС с удовольствием заказывают украинскую клубнику, голубику и малину, правда, с условием, что эти поставки будут системными, а товар будет соответствовать высшему сорту.

 Возникает ряд вопросов к экспортерам. Готовы ли они стабильно,   с оговоренной периодичностью формировать и отправлять крупные партии украинской ягоды заявленного качества? По мнению Максима Кулика, готовы далеко не все, поэтому плодовая продукция украинского производства до сих пор является редкой гостьей на торговых раскладках соседних стран Евросоюза, даже если она конкурентоспособная.

  –  Очень важным отличительным фактором торговли с ЕС является открытость условий. То есть, если подписан контракт, его условия выполняются. Там не существует необоснованных отказов или скрытых затрат, что дает возможность планировать свою работу не только торгующим организациям, но и фермерам, с которыми они контрактуют объемы. При этом в работе с клиентами из стран Евросоюза самым важным, я бы сказал, критическим показателем является системность. Этот фактор даже важнее цены. Специфика перекупщиков из ЕС такова, что они не будут гнаться за 10 центами разницы в краткосрочной перспективе, так как планируют свою маркетинговую деятельность на годы вперед. То есть закупщик в январе уже знает, сколько он будет продавать в феврале и даже в марте следующего года. Поэтому системность им очень важна, и самые большие требования предъявляются именно к этому показателю. К тому же в ЕС ощущается дефицит ягодной продукции, который покрывается за счет импорта. Что подтверждают и цифры. В среднем прирост экспорта ягод в страны Евросоюза ежегодно составляет от 10 до 15%, причем растет спрос и на их ассортимент. Поэтому дополнительным направлением продаж украинских плодов могут быть оптовые рынки, локальные сети и мелкие супермаркеты. Для них нужно делать красивую презентацию, потому что там «покупают глазами»,   говорит М. Кулик.

Он также отметил, что без качественной упаковки и обеспечения холодной логистической цепочки об экспорте ягод можно забыть. Ведь путь скоропортящегося товара на свежий рынок долг и тернист, и без запаса срока годности не обойтись.

– В Западной Европе второй сорт не принимают. Товар должен соответствовать классу №1, по-нашему – сорт высший. Ягода очень чувствительна к перепадам температуры даже в несколько градусов. Были случаи, когда в течение нескольких часов температура хранения не соответствовала норме, а убыток составил до 40%.  Большинству ягод необходим режим от +1 °C  до + 5 °C, в зависимости от сорта и дальности перевозки, – подчеркнул эксперт.

По словам Максима Кулика, для успешного экспорта плодов большинства косточковых культур требуется гидроохлаждение. При его отсутствии из-за значительных температурных перепадов товар едва ли удастся доставить дальше западных границ Польши. Если же производитель обладает дорогостоящим гидроохлаждающим оборудованием, то европейские сети даже готовы давать ему свою тару. Фасуя под их бренд, можно заработать больше за счет добавленной стоимости.

– Пока что в торговых точках на территории Евросоюза для упаковки ягод широко используется пластиковая тара – специальные пинетки вместительностью от 100гр до 1 кг. Хотя сами пинетки транспортируются в картонной упаковке, ведь торговая политика ЕС направлена на внедрение экологически более чистых материалов, чем пластик, – говорит Максим Кулик.   

Как рассказал экспортер, чтобы успешно конкурировать на рынках ЕС, мало получить заказ и приступить к его выполнению. Нужно внимательно изучить данный рынок, требования к конечному продукту у тамошних клиентов. Так,  в понимании потребителей европейских сетей ягода должна весить в пределах 2535 граммов.  Отклонения в размере в одной упаковке может быть не более 10%, при машинной сортировке ягод отклонение может составлять не более 5%.

Эксперт назвал два главных вызова для украинской ягоды на рынках ЕС. Первый – это сортовой состав. Ведь очень важно вырастить не просто качественную, а именно ту ягоду, которая будет покупаться, то есть востребованный продукт. Как с этим определиться? Следует изучить статистику предпочтений покупателя в том или ином регионе назначения. А второй  – это себестоимость ягоды, учитывая высокие материальные затраты на ручной труд.

Рынки Германия и Великобритании Максим Кулик считает наиболее перспективными для украинской плодово-ягодной продукции, сертифицированной по органическому стандарту. По его словам, в прошлом году разница в цене ягод, выращенных традиционным и органическим способом, составила около 40%. И на этих рынках есть еще места для новых участников, он еще не монополизирован, поэтому достаточно легко достижим. Всем, кто стремится продвинуть свой товар на эти рынки, Максим Кулик посоветовал строго соблюдать правила выращивания органической продукции.

Он отметил, что требования к сертификации продукции зависят от страны назначения. При этом нигде не обойтись без сертификатов Global GAP и ХАССП, а также регистрации в таких международных онлайн-системах, как  Sedex, где придется обнародовать показатели качества ягод – количество остаточных пестицидов в продукте, содержание тяжелых металлов и т.д. То есть, всему миру и каждому желающему конечному покупателю предоставить подробную информацию о товаре. Если продукт не соответствует каким-либо требованиям, которые предъявляются к нему в странах Евросоюза, онлайн-система сразу же сигнализирует об этом, что, в свою очередь, дает возможность производителю вовремя устранить проблему. Как утверждает М.Кулик, все производители, с которыми сотрудничает «Vinaigrette», зарегистрированы хотя бы в одной из таких онлайн-систем. Таким образом, их продукция уже заблаговременно проходит определенную проверку. Тем более, что регистрация не требует финансовых затрат. Более серьезной проверкой каждой партии товара на экспорт является ее сертификация в одной из независимых лабораторий.

– Нужно быть готовым и к личному аудиту конечных покупателей, – говорит М. Кулик. – У нас были случаи, когда клиенты приезжали на поле и брали образцы урожая для исследования.  

Об особенностях авиаперевозок скоропортящихся грузов рассказал представитель компании Formag Forwarding  Артем Мороз.

– Одним из главных преимуществ авиатранспорта являються сроки доставки грузов. К примеру, ваш товар из Международного аэропорта «Борисполь» может быть доставлен практически в любую точку мира через 23 25 часов после его прибытия в терминал аэропорта, – говорит А. Мороз. –  Еще один плюс этого вида транспорта – высокая надежность доставки. То есть, все авиакомпании стараются максимально четко следовать своему запланированному графику рейсов. Если вы в авиакомпании забронируете место на каком-либо рейсе, оно будет принадлежать именно вам, помешать этому могут лишь форс-мажорные обстоятельства – погода или военные действия. Поэтому украинские экспортеры плодоовощной продукции в последнее время все чаще начинают использовать авиаперевозки. В свою очередь Международный аэропорт «Борисполь» активно развивается. Там функционирует склад для охлажденных грузов с температурным режимом  от +20С до + 80С и склад глубокой заморозки, где температура опускается до  180С. В Украине работают и зарубежные авиакомпании, которые предлагают новые решения по транспортировке грузов. Прежде всего, это касается сообщения через крупные европейские узловые аэропорты.  Хороший пример – новый аэропорт в Стамбуле. Это большой грузовой хаб турецких авиалиний, который позволяет связать аэропорт «Борисполь» с любой точкой мира, куда выполняют полеты турецкие авиалинии.

По мнению Артема Мороза, авиатранспорт является самым безопасным видом и по количеству форс-мажорных случаев, и с точки зрения доступа к грузу. Ведь груз находится под постоянным присмотром в терминале и в самолете.

Эксперт рассказал о дополнительных преимуществах авиаперевозок. Как экспортеру сберечь товарный вид продукта, если, к примеру, места на охлажденном складе аэропорта для него не нашлось.

– Если груз не поместили на охлажденном складе, можно  выгрузить его из рефрижератора уже после оформления документов, непосредственно пред вылетом. И загрузить товар на борт после всех остальных грузов, как говорится, в последнюю очередь. Таким образом выгружать его в точке назначения будут одним из первых и как можно быстрее отправят на один из охлажденных складов, которыми оборудованы все международные аэропорты, – делится опытом А. Мороз. – Как обеспечивается узнаваемость скоропортящихся продуктов, когда они прибывают транзитом в аэропорт?  Во-первых, это авианакладные, во-вторых – маркировка на упаковке с указанием температурного режима, при котором должен храниться груз. От того, какая используется упаковка, будет зависеть сохранность груза на протяжении всего пути. Лучшим  вариантом сохранения температурного режима во время полета является упаковка, она должна максимально сохранять необходимую температуру. При необходимости стоит использовать сухой лед, мокрый лед, специальные гели-хладогены, способные удерживать температуру внутри упаковки, термоизоляционные материалы, которыми можно защищать упаковку грузов снаружи – ведь в самолете нет возможности поддерживать фиксированный температурный режим, по крайней мере, если говорить об отправках из Украины. Ведь для поддержания такого режима требуются специальные авиационные контейнеры. В Украине ими не пользуются по двум причинам: первая – это космически высокая цена на такую услугу, что сделает украинский продукт неконкурентоспособным на экспортном рынке, вторая – в аэропорт «Борисполь» не летают самолеты, в которые этот контейнер способен поместиться.

Артем Мороз отметил, что в грузовом самолете во время полета средняя температура колеблется от 2 до +8 °C. Но она может меняться в разных частях самолета, на разных этапах перелета. Эксперт рассказал, что обычно авиакомпании осведомлены, какие температурные пределы существуют в разных частях их самолетов и в зависимости от этого размещают грузы, нуждающиеся в температурном режиме. При этом высчитывается средняя температура при перелете, что при правильной упаковке сохранит товарный вид скоропортящегося продукта. В любом случае не стоит забывать о страховании грузов, ведь от неприятных неожиданностей не защищен даже авиационный транспорт.  

 

Александр Литвиненко