Бизнес на BABY SIZE

0
11668

Молекулярную кухню часто называют «вкусной провокацией», ведь ее цель не накормить, а удивить, восхитить, воздействовать на органы чувств и эмоции потребителя. Повара-экспериментаторы на молекулярном уровне меняют свойства продуктов, в результате чего получают необычные по форме и консистенции минималистские блюда с изысканным вкусом. Стоит отметить, что это направление кулинарии уже не одно десятилетие продолжает оставаться модным трендом, а рестораны молекулярной кухни теперь функционируют почти во всех крупных городах мира, где подают малиновую икру с клубничной пеной, спагетти из рукколы и даже жидкие пельмени. Эти блюда зачастую украшены микрозеленью или миниатюрными плодами овощных культур, что дополняет экстравагантный вкус и вид шедевров.

Судя по всему, когда дело касается выбора продуктов питания, то размер имеет ключевое значение. И речь не только о гигантских экземплярах, но и о миниатюрных, о чем свидетельствуют многочисленные исследования поведения покупателей. Ведь, скажем, как накормить ребенка такими нелюбимыми, но полезными морковью, капустой или огурцами? А вот если эти овощи представлены в миниатюрном виде – задача упрощается, детям легче внушить, что продукты выращены специально для них, и они охотнее откликнутся на предложение употребить их в пищу. Поэтому не удивительно, что интерес к производству овощей «baby size» возрастает. Вследствие этого на рынке появляется все больше селекционных новинок, которые в стадии плодовой зрелости не достигают привычных размеров. Разрабатываются новые варианты упаковки, ориентированные как на юных, так и на взрослых потребителей. Ведь мини-овощи и микрозелень вызывают позитивные эмоции не только у детей, но и у взрослых, особенно в качестве гастрономического декора домашних и ресторанных блюд. Единственный минус такой продукции – цена, превышающая стоимость обычных плодов. Фактически, чтобы получить мини-овощи, производители несут аналогичные затраты на их выращивание или собирают урожай недозревших плодов, что значительно удорожает проект. А некоторые прибегают к определенным ухищрениям, чтобы предоставить рынку оригинальный продукт, но и им придется потратить дополнительные средства на переработку. Как, например, это было с беби-морковью в 1986 году, когда калифорнийский фермер Майк Юросек додумался некондиционные с точки зрения супермаркетов корнеплоды моркови при помощи промышленного агрегата для нарезки стручковой фасоли «превращать» в привлекательные мини-морковки, которые он с успехом продал в тех же супермаркетах. Судя по сообщениям в открытых источниках, мини-морковь пришлась по вкусу не только жителям Калифорнии. На сегодня этот продукт составляет 70% всех продаж моркови в США.

Иным путем пошла турецкая компания Erüst Tarım, которая в этом году на Международной ярмарке продуктов питания и напитков в Анталии просто- таки произвела фурор упакованными «мини-арбузами» размером с оливку. Новость активно распространили десятки аграрных сайтов и сотни аграриев в соцсетях, некоторые из них даже радостно сообщили, что это селекционная новинка Erüst Tarım. Но при внимательном изучении этой информации «мини-арбузы» оказались не чем иным, как плодами давно известного человечеству южноамериканского растения – мелотрии шершавой (лат. Melothria scabra), промышленное производство которых освоили в Erüst Tarım. К слову, эта компания позиционируется как крупный производитель мини-овощей и съедобных цветов. А название «мини-арбуз», или «пепкиньос» (pepquiños) – так звучит латиноамериканская версия названия мелотрии шершавой – судя по всему, использовалось для привлечения внимания широких масс к продукту. Посудите сами, «pepquiños» звучит привлекательнее, чем «Melothria scabra». Как сообщил агентству Anadolu глава компании Erüst Tarım Мустафа Эруст (Mustafa Erust), «крошечные арбузы» производятся в качестве закуски. Проект также ориентирован на детей, которые должны научиться добавлять в свой рацион фрукты.

Выращивают мелотрию шершавую и в Украине, и не только овощеводы-любители, а и профессиональные хозяйства, такие, например, как «Стодола Щира Їжа». Продукцию этой компании можно встретить в крупных отечественных торговых сетях и за рубежом. По словам основателя «Стодола Щира Їжа» Яна Островского, прежде всего подстегивает интерес к мелотрии шершавой спрос на западноевропейских рынках, при чем как на свежие плоды, так и на маринованные.

– Мы экспериментировали с консервацией плодов мелотрии шершавой, в результате отобрали два рецепта приготовления маринада. Нашей задачей было создать закуску наподобие маринованных корнишонов, так как плоды этой культуры напоминают по вкусу огурец и соответствуют по размеру. Таким образом, маринованные и свежие плоды мелотрии вместе с другой продукцией нашего производства – консервированными бэби-перцами, физалисом, окрой и бамией – мы представили на выставке в Германии, где наш ассортимент вызвал повышенный интерес. Многие посетители выставки интересовались не только консервированными плодами мелотрии, но и свежими, ведь в странах Евросоюза этот продукт становится популярным в сегменте HoReCa, а также спрашивали, как эти плоды ферментировать и замораживать. Там же, на выставке, мы договорились о поставках значительных партий плодов мелотрии шершавой в следующем сезоне. Поэтому в следующем году планируем посадить не менее пяти гектаров этой культуры, чтобы попытаться удовлетворить высокий спрос на плоды мелотрии.  Планируем благодаря экспорту наладить их промышленное производство, а потом предложим этот продукт украинским торговым сетям, –  рассказал журналу «Овочі та Фрукти» Ян Островский.

По словам агрария, на составление технологической карты выращивания мелотрии  шершавой ушло три года. Начинали с малого: в этом сезоне на полях «Стодола Щира Їжа» высадили около 2000 саженцев растения. Задачу затрудняли стандарты органического земледелия, ведь вся продукция компании сертифицируется.

– Вредителей на всходах мелотрии не замечал, а болезни встречались такие же, как и на огурце. После переноса кассет с рассадой в открытый грунт было такое – одно растение чувствует себя комфортно, а другое, которое рядом – нет. Оказалось, что мелотрия чувствительна к срокам посадки и объему почвы в кассете. При пересадке в открытый грунт сразу нужно устанавливать шпалеры – растение дает очень длинные побеги – от трех метров, причем разрастается во все стороны. Его нужно вовремя обрезать, а также рыхлить грунт и следить за его влажностью. Когда появляются плоды, южному экзоту требуется большое количество света, –  делится опытом Ян Островский.

Как рассказал основатель «Стодола Щира Їжа», семена для посадки мелотрии шершавой он закупал у австрийской фирмы, которая  занимается органическим земледелием. Пока что крупного промышленного производителя семян этой культуры не существует. Их продуцирование происходит в небольших масштабах, скорее на дилетантском уровне. О разнообразии сортов Яну Островскому ничего не известно, но некоторые отличия в окрасе и рисунках на плодах мелотрии шершавой бросаются в глаза. По мнению агрария, это может быть связанно с условиями выращивания или отличиями различных почвенно-климатических факторов. К примеру, из своего опыта он знает, что если растению в период плодоношения не хватало тепла и света, арбузный рисунок будет в меньшей степени проступать на плодах.

Что касается цены готового продукта, Ян Островский отметил, что она едва ли будет низкой, так как в проекте используется большая доля ручного труда.

Александр Литвиненко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here