Аэропонная роща: как создавалось уникальное предприятие

0
11416

В селе Фасова Макаровского района Киевской области успешно функционирует тепличное хозяйство, где на аэропонике выращивают зелень, салаты и даже ежевику. Как отметил его собственник Вадим Цыруль, в процессе создания производства удалось наладить изготовление оборудования для аэропонных систем на предприятиях Киевской области, ведь на украинском рынке не было компаний, которые бы строили такие теплицы под ключ.

Вадим Цыруль имеет техническое и юридическое образование. Еще в юности занялся предпринимательской деятельностью в транспортной отрасли. Аграрным делом стал интересоваться пять лет назад. Начинал с того, что на арендованном участке земли в селе Летки Броварского района Киевской области испробовал аэропонный метод выращивания овощных растений и ягодных культур, изучал нюансы технологии.

– Все началось с того, что на тридцати сотках защищенного грунта решил выращивать рукколу, базилик и другую зелень для собственных потребностей и немного на продажу, – говорит Вадим Цыруль. – К этому решению побудила и высокая цена вышеупомянутой продукции, которая, кстати, не сильно изменилась в сторону удешевления и ныне. Так, скажем, килограмм рукколы в зависимости от сезона можно приобрести за 600–900 гривен. Я вместе с единомышленниками очень много экспериментировал, мы высаживали разные культуры, чтобы понимать, как работает аэропоника и как на этом можно заработать. На пробы ушло больше средств и времени, чем планировалось. В результате мы «нащупали» те культуры, которые пользуются спросом, и их можно выращивать на аэропонике совместно, в одной теплице. Плюс разработали и изготовили необходимое для выбранной модели бизнеса оборудование. Каркас теплицы, аэропонная система и пластиковые стаканчики для растений, IT-система управления производством и фитолампы – все это делаем сами. К слову, пять лет назад, когда мы начинали, в Украине такую продукцию никто не производил – это было дорого и поэтому непопулярно. А теперь по нашей франшизе открылось тепличное предприятие в селе Новые Петровцы Вышгородского района Киевской области. Появился инвестор, который заказал постройку аэропонного производства, аналогичного нашему.  

Предприниматель рассказал, что и сейчас на украинском рынке доминирует импортное оборудование для аэропонных систем. Но его цена выше, чем стоимость изготовления отечественных аналогов. Плюс в эту цену  прибавляют расходы на растаможивание и доставку техники. Поэтому Вадим Цыруль с единомышленниками решил развивать собственное производство необходимых для аэропоники деталей, тем более, что его предпринимательская деятельность была связана с изготовлением оборудования, он имеет в этом деле опыт.

– Пресс-формы для изготовления аэропонных труб и пласт-автомат для производства стаканчиков являются нашей собственностью, но находятся на предприятиях партнеров, где в любой момент можно разместить  заказ. Также и инженерная документация для производства фитоламп является нашей разработкой и интеллектуальной собственностью, а изготавливает их фирма-партнер. Мы много экспериментировали в этом направлении, пока не разработали оптимальный для развития рассады световой спектр. Программа управления теплицами и необходимое для их работы оборудование обеспечили IT-специалисты по нашему заказу. Теперь вода и питательные растворы циркулируют в аэропонной системе автоматически. Приложение само регулирует этот процесс. А я при помощи смартфона контролирую или корректирую работу программы.

Аграрий рассказал, почему избрал аэропонный метод выращивания. Среди основных преимуществ – сокращение расходов на полив, так как вода циркулирует, а не уходит в почву, и на минеральные удобрения – их используется на 30–40% меньше, чем в обычных теплицах; отсутствуют расходы на субстрат и обеззараживающие грунт препараты; уход за  аэропонным оборудованием менее трудоемкий, и главное, что на одном квадратном метре площади можно вырастить намного больше продукции, чем при использовании грунтовых грядок за счет вертикального расположения аэропонных труб. Хотя капиталовложения в такое высокотехнологическое оборудование повышает затраты на обустройство теплицы. 

Получив опыт эксплуатации аэропонной системы в селе Летки, Вадим Цыруль принял решение приобрести земельный участок для  постройки целого тепличного комплекса на аэропонике. В селе Фасова удалось найти подходящий вариант для будущего предприятия, который соответствовал ряду критериев. Основным условием при выборе месторасположения был центр населенного пункта, что облегчало бы доступ персонала к производству, минимизировало затраты на обустройство инфраструктуры и подключение к электросети. Вторым критерием являлась удаленность от водоема, чтобы исключить воздействие влаги на микроклимат теплицы.

Было построено одноэтажное здание для офиса, подсобных помещений и котельни, к нему примкнули три теплицы, каждая из которых занимает 500 м2. Их высота на коньке достигает 4.5 метра, а ширина составляет 9.6 метра. Теплицы рассчитаны приблизительно на 20 000 посадочных мест для растений. Две теплицы оборудованы для зелени и салатов, а одна выделена для ежевики. Как сообщил Вадим Цыруль, теплица с зеленью обошлась компании в 150 000 долларов США – там задействовано 432 аэропонных труб, соответственно, больше форсунок, клапанов, электроники и других деталей, а в сооружение для выращивания ежевики инвестировали 125 000 долларов США, аэропонных труб и прочего оборудования там использовали в разы меньше.

– Сейчас рядом с существующими теплицами планируем строить еще один комплекс, он получит статус отдельного юридического лица. Предполагаемое предприятие может располагать четырьмя  теплицами, технически это можно сделать. Ведь построенное для обслуживания здание рассчитано на 7–8 теплиц, сейчас же при его помощи обслуживается всего три. Поэтому решили вложить свои средства и приглашаем к сотрудничеству инвесторов для участия в строительстве. Бюджет четырех теплиц составит 800 000 долларов США. Чтобы принять участие в этом проекте, инвестор должен будет внести не менее 50 000 долларов США. Глубина вникания инвестора в бизнес и его доля прибыли будет прописана в договоре.

ПРОИЗВОДСТВО

Прямо из офиса мы перешли в первую теплицу, где в конусообразных аэропонных трубах произрастает мята. На полу слой плотного агроволокна белого цвета, аккуратно размещенного по всей площади сооружения, чтобы предотвратить прорастание сорняков. Слышно журчание воды в коллекторе под полом и шипящие звуки, периодически создаваемые форсунками при впрыскивании жидкости внутри аэропонных «деревьев». Купол сооружения затенен. Как объяснили работники теплицы, светопроницаемость натянутой пленки достаточно высокая, даже в жаркий майский день температура внутри может подняться гораздо выше нормы в +20 С, поэтому кроме затенения используются фрамуги для проветривания.

По словам Вадима Цыруля, толщина пленки в теплице 150 микрон, она натянута в два слоя, между слоями двумя вентиляторами с каждой стороны нагоняется теплый воздух, получается эффект термоса. Пленка рассчитана на пять лет эксплуатации, уже выдерживала град и сильные порывы ветра.

Собственник предприятия рассказал, что в Летках испробовали теплицы польского и китайского производства. В процессе сборки импортных конструкций обнаружился ряд существенных недостатков. Так, толщина металла и цинкового напыления оказалась неудовлетворительной, на металле было много заусенец, что подвергало скелет сооружения коррозии и негативно сказывалось при натяжении пленки. В случае с китайским образцом трению пленки и ее разрыву также способствовало большое количество хомутов и их расположение. Поэтому Вадим Цыруль для новых теплиц в Фасовой заказал у отечественной компании  изготовление цельнометаллических сварных конструкций, где торцы были зачищены и должным образом оцинкованы. В собранном виде конструкцию доставили и установили в месте предназначения. Оставалось только натянуть пленку. Бригада из четырех человек справилась с задачей за день, в то время как на состыковку запчастей китайских и польских теплиц ушло бы несколько недель, делится опытом Вадим Цыруль.

По его словам, количество жидкости, которое циркулирует в аэропонной системе, зависит от температуры и влажности вне помещения, а также от влажности воздуха внутри теплицы. Дезинфицируются помещения специальными препаратами методом распыления один раз в месяц. Один раз в квартал производится мойка аэропонных труб, предназначенных для выращивания зелени. Процедура длится приблизительно неделю, после чего высаживается новый набор растений.

Справа от «рощи» аєропонных труб под фитолампами расположились столы для рассады. Каждый из них рассчитан приблизительно на 1800 посадочных мест для миниатюрных ростков, пробивающихся из минеральной ваты универсального назначения производства компании «Белагро». Когда растения окрепнут, каждое из них вместе с минватой, которая впоследствии служит опорой стеблю, помещают в отдельный стаканчик. А стаканчики, в свою очередь, устанавливают в выемки аэропонной трубы, внутри которой корни растений получают необходимые для жизнедеятельности элементы и воду. На квадратном метре тепличной площади расположены 4 трубы, в каждой из которых 70 отверстий для установки стаканчиков. С пяти труб срезают за один сбор 1 кг мяты через неделю после ее переноса в аэропонную систему. Далее, по мере роста мяты, через каждые 2–3 недели срезается до 3 кг урожая с квадратного метра площади.

Вторая теплица, как две капли воды, похожа на первую, с той только разницей, что ее аэропонные «грядки» расположены не вертикально, а горизонтально, поэтому посадочных мест меньше. Здесь растут салаты, руккола, шпинат, базилик, розмарин, петрушка и кинза. Как утверждает Вадим Цыруль, кинза пользуется большей популярностью у клиентов, чем петрушка. Видимо, это связанно с ее кулинарными свойствами при приготовлении мясных блюд.

 – Мы используем качественные семена, чтобы за счет хорошей генетики растений избежать дополнительных проблем с их заболеваемостью и низкой урожайностью, – говорит Вадим Цыруль. – Петрушка у нас двух видов – кучерявая и обычная, базилик сорта Эдвина – компании Enza Zaden, четыре вида салата селекции компаний Enza Zaden и Rijk Zwaan. Наша бизнес-модель – работа теплицы круглый год, что обеспечивает постоянные рабочие места для девяти сотрудников. Главные объекты культивирования – руколла, салаты, базилик, мята, ежевика, все остальные культуры выращиваем для ассортимента. Имеется и экспериментальный участок, где в аэропонной пирамиде опробируем томатное, огуречное и баклажанное направления. Тестируем возможность выращивания чабреца, чтобы ввести его в производство вместе с другими культурами.

В теплице, оборудованной под ежевику, аэропонные трубы тоже размещены горизонтально. Над ними возвышается целый лес побегов этого неприхотливого растения. На входе посетителей встречают прижившиеся инжир и бананы, якобы указывая на специализацию оранжереи – садоводство.

 – Ежевичной плантации год. Выбрали американские сорта Прайм-арк Фридом, Прайм-арк Тревелер и Черная магия, заказывали саженцы из питомника, смотрим теперь, какой сорт лучше себя покажет, – продолжает экскурсию Вадим Цыруль. – Планируем использовать посадочный материал не менее пяти лет. Для настройки схемы питания ежевики пользовался рекомендациями украинских ученых. Из перечня известных заболеваний этой культуры наблюдалась лишь серая гниль, которую ликвидировали при помощи фунгицида, работая по листу.

ПРОДАЖИ

Аграрий рассказал, что отпускная цена ежевики в этом году составила 750 гривен за килограмм. Цена довольно высокая, поэтому стандартной упаковкой служит корзинка из бересты, где помещается 200 граммов ягоды. Стоимость этой единицы товара составляет 150 гривен, что дешевле, чем 125-граммовая упаковка импортной ежевики. Сейчас рентабельность ежевики в теплице составляет от 20–30% годовых. Вадим Цыруль подсчитал, что со второго по пятый год существования проекта, до того момента, когда в теплице нужно будет проводить ремонт и убирать плантацию, ее рентабельность должна увеличиться до 70%.

– Весь товар мы продаем линейкой, ведь покупателю невыгодно брать по одному наименованию у нескольких фермеров, а нам невыгодно доставлять одно наименование товара по адресу. Поэтому разработали ассортиментное предложение, исходя из запросов наших потребителей, и таким образом увеличили средний чек покупки. У нас есть зарегистрированная торговая марка «Грядочка» – это отдельное юрлицо, где есть свой штат сотрудников, они занимаются исключительно продажами того, что вырастили в ООО «Тепличный комплексе Фасова». «Грядочка» и обеспечивает нам обратную связь с потребителем. В соответствии с запросами мы корректируем количество и период выращивания той или иной культуры. Из продукции, которая визуально не соответствует нашим критериям продажи в свежем виде, в специально оборудованном цеху делаем соус песто.

Вадим Цыруль сообщил, что из-за определенных обстоятельств ООО «Тепличный комплекс Фасова» перестал сотрудничать с некоторыми юридическими лицами, в частности, с ресторанами и сетевыми супермаркетами. Благодаря этому решению удалось снизить цену на продукцию для конечного потребителя, избежать отсрочек платежа за доставленный товар, возвратов и дополнительной бухгалтерской работы. При этом продажи не уменьшились, а возросли.

– Мы ушли из сетевых супермаркетов и сегмента HoReCa несколько месяцев назад. Открыли свой интернет-магазин, усилили присутствие в соцсетях. И за этот период набрали новых постоянных клиентов, которые по достоинству оценили нашу продукцию. Наши клиенты сейчас – это небольшие торговые точки локального значения, где продают овощи и фрукты от фермеров. Также обеспечиваем витаминной продукцией физических лиц в Киеве и Киевской области, доставляя товар к подъезду. Таких клиентов у нас сейчас 70%. Для потребителей у нас действует система скидок. Если делаешь заказ до 400 грн – доставка 50 грн, заказываешь свыше 400 грн – доставка 40 грн и 10% скидки на продукцию, если заказ составляет 800 грн. и выше – доставка 30 грн. и 15% скидки, при заказе на 1200 грн. и выше – скидка 25% и доставка бесплатно. Обычно на такую сумму заказывают магазины и сотрудники офисов, которые делают коллективный заказ, чтобы получить скидку. Так как мы продаем овощные растения с корнями, продукция долго не вянет, если хранить ее в емкостях с водой, поэтому потребители не боятся заказывать про запас, – рассказывает Вадим Цыруль.

Он сообщил, что на предприятии планируют видео с установленных в теплицах камер транслировать онлайн, чтобы все желающие могли видеть производственный процесс в режиме реального времени. Это даст  нам возможность стать доступнее и понятнее потенциальным клиентам.

Александр Литвиненко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here