Клубничный сезон 2019

0
50

В Украине завершился сезон вкуснейшей ягоды клубники, и уже время подводить итоги. Стоит отметить, что цены на самую популярную отечественную ягоду в стране заметно снизились. При этом еще несколько лет назад украинский рынок был заполнен клубникой из Польши и других стран Европы. Но теперь Украина собственными силами может обеспечить растущий спрос на клубнику на внутреннем рынке.

Особенность нынешнего сезона

Однако старт сезона в этом году был не самый благоприятный, он затянулся из-за холодной погоды. Фактически, по состоянию на середину мая, на рынке присутствовала только одна отечественная ягода – клубника. Год назад на отечественном рынке клубника уже конкурировала с отечественной черешней, а этот год показал, что единственным конкурентом отечественной ягоде была только импортная клубника. Впрочем, начиная с мая, украинская ягода практически вытеснила с рынка импортную клубнику. Занять внутренний рынок украинским производителям удалось преимущественно за счет снижения цены, отмечают в «Инфо-Шувар».

 «Ягода всегда лучше продается в солнечную и теплую погоду, а в Украине с начала мая преобладала прохладная погода и шли дожди. В такой ситуации рассчитывать на гарантированный сбыт ягоды можно только в местах с большой концентрацией покупателей любых форматов – от оптового к розничному», – рассказывает Иван Федишин, руководитель направления «Овощи и фрукты «ОРСП «Шувар».

По информации «Инфо-Шувар», с начала мая до начала активного клубничного сезона цены на украинскую клубнику урожая 2019 снизились в 3 раза, такому быстрому падению цен способствовала мощная конкуренция с относительно дешевой импортной ягодой.

Обращаясь к статистике, наблюдаем такую картину: в мае чаще всего фиксируется наибольшее падение цены на клубнику, минимальных показателей цена на ягоду достигает в первой половине июня. Ежегодно Украина собирает более 56–62 тыс. тонн клубники.

Экспорт

Неблагоприятные погодные условия в начале сезона отразились и на экспортной способности украинской клубники. Недостаток предложения качественной ягоды в мае–июне 2019 года привел к заметному падению экспорта свежих ягод.

Как сообщают в Ассоциации «Ягодоводство Украины», ссылаясь на данные государственной фискальной службы Украины, по состоянию на 1 июля экспорт указанной продукции упал в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Так, если по состоянию на 1 июля 2018 Украина уже экспортировала 1,37 тыс. тонн, то в этом году этот показатель составил лишь 0,82 тыс.т. В этот период преимущественно экспортируется земляника садовая, которая в общем объеме составляет не менее 75%.

Как отмечают в ассоциации, такая ситуация была вполне ожидаемой, поскольку в течение мая–июня неоднократно поступали сообщения как от производителей, так и от экспортеров о проблемах с качеством из-за дождей в период массового сбора почти во всех областях страны. Как следствие, наблюдался недостаток предложения товарных партий земляники садовой высокого качества. Кроме того, и переработчики неоднократно жаловались на проблемы с закупками.

Экспорт украинской свежей земляники садовой в прошлом году составил 1,224 тыс., 96% всего экспорта в данном сегменте пришлось на две страны – Беларусь и Молдову.

Сезон этого года немного поменял географию экспорта. По данным Ассоциации «Ягодоводство Украины», на 1 июля 2019 года уже было экспортировано ягод на  1,1 млн долларов США, при этом 43% выручки было получено при экспорте в Беларусь. Также в тройку крупнейших потребителей вошли Польша (с долей в 31%) и Великобритания (11% от общей выручки).

Замороженная ягода на пике популярности

Помимо свежей клубники европейцам пришлась по вкусу замороженная украинская ягода. Стоит отметить, что за 2017–2018 года экспорт замороженной земляники садовой увеличился почти в шесть раз.

В прошлом году Украина экспортировала 3,7 тыс. тонн замороженной клубники. Как и в случае со свежей ягодой, почти 2/3 всего экспорта замороженной земляники садовой в прошлом году отправилось в две страны – Польшу и Австрию – туда было экспортировано 72 % от всего объема внешних продаж Украины в данном сегменте плодоовощной продукции.

Объем экспорта замороженной украинской клубники будет продолжать расти в 2019–2020 годах, прогнозируют аналитики. Спрос на рынках, прежде всего европейских стран, будет стимулировать украинские предприятия к увеличению выпуска замороженной продукции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here