Зарубежные рынки не ждут украинских предпринимателей с распростертыми объятиями. Там высокая конкуренция и скептическое отношение к иностранным производителям. Но если продукция востребована, высокого качества и с адекватной ценой, наладить ее экспорт вполне реально.
Украинские товары пользуются спросом во многих странах. Особенно популярна у иностранцев украинская ягода. Стоит заметить, что ягоды на сегодняшний день являются горячей темой не только в плодоовощном бизнесе Украины, но и во всем мире. Высокий спрос на качественный украинский продукт позволяет поставщикам работать с рекордной рентабельностью. Отечественные поставщики ягод все активнее осваивают европейский рынок и не только.
Собственным опытом экспорта ягод «за бугор» поделился директор ООО «Українська ягода» Тарас Баштанник, который прошел путь продаж ягоды от местных розничных сетей, наладил сбыт в страны ЕС, Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Эксперт презентовал сравнительную характеристику рынков ягод ЕС и стран Персидского залива /Юго-Восточной Азии, сделал обзор рынков, продуктов и конкурентов.
ЕС vs Азия
Первое, на что стоит обратить внимание – культура потребления ягод. В Европе прекрасно принимают продукцию в любом виде, и свежие, и переработанные ягоды. На других рынках – преимущественно только свежие ягоды. Азиаты предпочитают свежую черешню, голубику, землянику садовую, малину, ежевику, красную смородину. Замороженная ягода практически не пользуется спросом.
«Что касается конкуренции, то рынок Европейского союза практически сформировался, – говорит Тарас Баштанник. – Однако себестоимость производства и уровень потребления ягод постоянно растет, что заставляет искать новых поставщиков. В Азии рынок только формируется, но чтобы поставлять туда украинскую продукцию, необходимо выдержать конкуренцию с мировыми брендами (Driscoll`s, CarSol, Best Berry и т.п.) и производителями (США, Австралия), которые практически захватили этот рынок». Относительно стабильности и прогнозируемости, то европейский рынок более удобный для экспорта, нежели поставка продукции в другие страны, где ценообразование может колебаться очень часто.
Практические советы от эксперта
- не работайте с неизвестными компаниями с отсрочкой платежа (это касается в первую очередь стран Персидского залива);
- Работайте только с надежными логистическими компаниями, особенно при авиа- и морской логистике;
- Помните об установленных НБУ сроках возврата валютной выручки;
- Ответственно подойдите к составлению контракта, согласованию с клиентом полного пакета сопроводительных документов для экспорта (это очень важно).
Упаковка
ЕС: В первую очередь – В2В и только второй этап развития вашего экспорта – B2C. Зачастую на первом этапе поставки продукции в ЕС товар у вас купит некая компания- посредник, которая, скорее всего, перефасует ваш товар и продаст дальше. Либо перерабатывающее производство. В таком случае от вас не будут требовать конечную упаковку.
Азия: Практически полностью только B2C. Тут нет рынка переработки или переупаковки. Потребитель требует конечный товар в удобной таре.
Логистика
ЕС: Свежая / замороженная ягода – автомобильный транспорт.
Азия: Свежая ягода – авиадоставка. Замороженная ягода – морские контейнеры. «По моему опыту, самое сложное в экспорте продукции в Азию – это логистика. Прямых рейсов в Сингапур, Малайзию, Гонконг нет. В Эмираты есть, но на перевозку продукции этими самолетами большой спрос, а предложений катастрофически мало. Поэтому возможности экспорта в азиатские страны свежей ягоды для украинских производителей очень ограничены», – делится Тарас.
Сертификация
ЕС: Очень высокий уровень требований к сертификации, качеству, стабильности поставок.
Азия: Уровень требований ниже. Основным аргументом будет цена. Специфической сертификации не требуется.
Перспективы рынков
Среди преимуществ экспорта ягод в Европу эксперт отметил, что для настоящего объема и уровня производства ягод (особенно послеуборочной доработки) в Украине было бы стратегически верно ориентироваться в первую очередь на рынки стран ЕС, и для этого есть свои причины.
«Например, несравненно большие объемы и ассортимент ягод на рынках стран ЕС. Нет лимитирующего фактора по объемам и сложности логистики, в первую очередь для свежей ягоды, – говорит Тарас. – Есть возможность на первых этапах работать в сегменте B2B с трейдерами. А также плановость и конкурентное преимущество (себестоимость) в рамках своего сезона свежей ягоды».
Что касается преимуществ работы со странами Персидского залива и Юго-Восточной Азии, это ниже требования к качеству и сортам ягод, хотя и конкуренция с мировыми брендами. Ниже требования к сертификации, и это важно для общего портфолио и имиджа производителя /экспортера.