Практичность, экологичность и экономичность – вот основные критерии, на которые ориентируются фермеры, выбирая упаковку для своего урожая. Производители упаковки в свою очередь ориентируются на европейские стандарты и запросы конечного потребителя. Мы в своем обзоре ориентировались на лучшее, что есть сегодня на украинском рынке
Практичность, экологичность и экономичность – вот основные критерии, на которые ориентируются фермеры, выбирая упаковку для своего урожая. Производители упаковки в свою очередь ориентируются на европейские стандарты и запросы конечного потребителя. Мы в своем обзоре ориентировались на лучшее, что есть сегодня на украинском рынке
Как отмечают аналитики Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO), в рамках мировой тенденции увеличения потребления свежих овощей и фруктов конечный потребитель требует качества и безопасности, питательной ценности и удобства.
Сегодня перед упаковкой для свежих овощей и фруктов стоят три основные задачи:
• облегчение логистических и маркетинговых операций за счет стандартного количества и/или веса продукции;
• защита продукции от механических повреждений и порчи при неблагоприятных условиях внешней среды во время хранения и транспортировки;
• информирование покупателей о характеристиках продукта, производителях, торговой марке, а также идентификация товара в системе логистики (соответствующая маркировка).
Полимерные материалы и гофрокартон — это два крупнейших сегмента упаковочных материалов для свежих овощей и фруктов на украинском рынке, которые активно развиваются. До 70 % овощей сегодня продается в сетках, в которые упаковывается по 30–40 кг картофеля и овощей. Примерно 50 % украинских производителей пакуют фрукты в картонные ящики.
Покупателю нравится красивая упаковка, в которой хорошо просматривается продукт, которую легко взять с прилавка и удобно принести домой. А если упаковка еще и брендированная, то в следующий раз рука сама потянется к такому продукту. И производители овощей, фруктов, ягод все чаще задумываются о том, чтобы организовать упаковочное производство прямо у себя на поле или в саду. Но всегда ли это целесообразно и экономически оправдано? А может все же обратиться к профессионалам?
На сегодняшний день используются три основных материала для производства упаковки для сельхозпродукции.
Древесина (шпон). Материал, который широко использовался аграриями еще со времен СССР, где этот ресурс был дешев и общедоступен. Сегодня себестоимость такой упаковки из качественного сырья обходится дорого, а более дешевая не отвечает эстетическим требованиям и санитарным нормам. Это очевидно на примере упаковки мягких продуктов, скажем, персика. Продукция в деревянном (шпоновом) ящике повреждается и теряет товарный вид. Кроме того, есть определенные сложности с нанесением логотипа, транспортировкой и утилизацией. К преимуществам такого вида упаковки можно отнести только возможность транспортировать на дальние расстояния.
Пластик (пулинговая тара и шоллеры). Каковы ее преимущества? Возможность внести залог, и за небольшую арендную плату использовать многократно данную упаковку. К недостаткам можно отнести отсутствие возможности нанесения контактной информации производителя, неэстетичный внешний вид тары после использования более 3-5 раз. Кроме того, очевидна невозможность отправки такой упаковки на экспорт, так как по невозврату тары, залоговые деньги также будут потеряны.
Наиболее активно этот вид упаковки используется в торговых сетях под твердые виды сельхозпродукции непремиального сегмента. Шоллеры зачастую используют закупочные центры на оптовых рынках, но чаще всего в шоллер ставится уже упакованная в гофрокартон продукция. Важное место в этом сегменте занимают также сетки и пластиковые мешки, они, как и шоллеры, применяются для упаковки моркови, картофеля и другой продукции.
Гофроупаковка. Примерно 50% украинских производителей пакуют фрукты в картонные ящики. Важным преимуществом упаковки в гофротару является возможность производства индивидуальной конструкции для конкретной продукции, с размерами и дизайном согласно пожеланиям клиента. Также, учитывая весовую нагрузку и дальность расстояния транспортировки, можно подобрать марку гофрокартона, которая полностью будет соответствовать запросу цена-качество. Еще одна особенность гофрокартона – это его экологичность, возможность вторичной переработки и дальнейшего использования. Сегодня в Украине, как и во всем мире, стоит задача сохранения окружающей среды, тогда гофроупаковка – это и есть верное направление.