Как воспользоваться возможностями, открытыми Соглашением об ассоциации?
Как воспользоваться возможностями, открытыми Соглашением об ассоциации?
Хотя многие компании уже накопили немалый опыт экспорта в рамках СНГ, практика показывает, что экспорт в регионы и страны вне СНГ вызывает у предпринимателей много дополнительных вопросов.
На самом деле проблемы с нехваткой понимания экспортного алгоритма присущи далеко не только украинским предпринимателям. Они есть у малого и среднего бизнеса США, ЕС и многих других стран!
Попробуем проанализировать алгоритм экспортной деятельности, который структурирован на основе публикации Ассоциации экспортеров пищевых продуктов и напитков Великобритании.
Началу экспортной деятельности должна предшествовать сознательная, откровенная и самокритичная оценка своей компании и своего товара владельцем бизнеса.
Недооценка экспортного потенциала компании приведет к необоснованному отказу от экспортной деятельности, тогда как переоценка выльется в расходы без достижения коммерческих результатов.
Экспортный успех можно сравнить с победой в спортивных соревнованиях: тот, кто тщательно готовится, рассчитывает силы, имеет стратегию и тактику победы, может рассчитывать на успех. С другой стороны, активные действия по выходу на внешний рынок без должной подготовки могут в отдельных случаях угрожать существованию самого предприятия.
Когда мы рассматриваем вопрос готовности компании к экспорту в ЕС, к поиску партнеров, то даже такой вопрос, как наличие визы для путешествий в страны Шенгенской зоны, становится чрезвычайно важным. Ведь гибкость в выборе места встречи с потенциальными партнерами даст вам важные конкурентные преимущества.
Стоит помнить: обычно экспорт не является деятельностью, приносящей быстрые продажи.
Экспортер должен быть терпеливым и проактивным, развивать связи с зарубежными покупателями и потребителями в течение длительного времени, всегда искать и быть открытым к новым возможностям и новым партнерствам.
Тщательный анализ собственных ресурсов и возможностей с учетом задачи и вызовов экспорта является критической предпосылкой для составления экспортного плана. Он должен включать шаги для реализации экспортной стратегии, целевые показатели (например, по объему продаж на экспорт), ресурсы для выполнения плана и ответы на важные связанные вопросы, в частности:
• человеческие ресурсы – сможете ли вы “перебросить” персонал на развитие экспортной деятельности или вам необходимо нанимать новых сотрудников для развития экспорта?
• масштабируемость и управление изменениями – если зарубежный спрос на товары растет быстро, будете ли вы в состоянии, будет ли у вас план для наращивания объемов производства?
• изменения в товаре – сможете ли вы вносить изменения в ваш товар с целью увеличения возможностей зарубежных продаж и соответствия зарубежному регулированию?
• посещение рынка – посещение региональных рынков и демонстрация вашего продукта на торговых выставках являются лучшими путями для развития контактов и превращения в успешного экспортера. У вас есть ресурсы для инвестирования в эту деятельность?
Исследование рынка начинаем с определения регионов и стран, где существуют лучшие возможности для вашей компании. Только в этом случае можно направить ресурсы на достижение высоких результатов.
Для этого необходимо ответить на вопросы:
• куда импортируется, где потребляется наибольшее количество продукта вашего типа и какие рынки растут наиболее динамично?
• на каких рынках ожидается наибольший рост, учитывая доходы на душу населения?
• насколько велик рынок вашего продукта в рассматриваемом регионе?
• как культурные и/или религиозные практики на вашем целевом рынке влияют на потребление/спрос?
• каковы демографические тенденции рынка – это молодое или старое население?
• какова плотность населения в вашей целевой группе?
• какова географическая структура рынка? Есть отдельные регионы/города, на которых стоит сосредоточиться?
• каковы барьеры для экспорта и насколько сложно поставить на отдельный рынок?
• кто является вашими основными конкурентами? Или ваш продукт является конкурентным?
После того как вы определили целевые рынки, необходимо сделать анализ для определения потребностей в адаптации/изменении товара для продаж в целевой стране. Маркировки товара, дизайн упаковки и материалов может потребовать учета региональных различий.
И наконец, представляя свой товар потенциальным партнерам на территории Европейского Союза, стоит как можно четче осознавать, в чем именно заключается ваше конкурентное преимущество перед предложениями подобных товаров.